четверг, 4 апреля 2013 г.

Как мы съэкономили на логопеде

Сегодня хочу поделиться, как мы научились говорить нужные звуки без затрат времени и денег на походы к логопеду. И себе на память, и может кому пригодится или вдохновит на свои какие-то идеи занятий с детьми.

Итак, для начала предисловие.
Наша старшая Настя никогда не испытывала никаких проблем с речью, вовремя начала говорить все звуки, в плане развития с ней никогда, Слава Богу, проблем не было, и что такое логопед я не знала и в помине. Впервые я попала к логопеду, когда проходили медосмотр к школе, у нас все было отлично.

Но у нас как раз подрастал второй ребенок - Васенька, а у мальчиков, как известно, обычно чаще возникают какие-то проблемы с речью, чаще они жуки ленивые.:)



Я мамаша слегка озабоченная тем, чтобы дети развивались по возрасту, я слежу за этим и если чувствую, что где-то вдруг недочет, стараюсь, туда силы направить и разобраться с проблемами.)

 С Васей я пошла на прием к логопеду впервые в 4 с небольшим года. Он тогда не говорил шипящие, точнее вместо Ж и Ш говорил З и С, также он не выговаривал звук Р, вместо него говорил Л.
На первом приеме логопед сказала нам, что в норме до 5 лет поставить шипящие, а о букве Р еще рано говорить, с ней после, так как букву Р даже в норме до 7 лет не произносить, и может быть она сама на основе занятий заговорится. 

Так вот у нас прошло одно занятие минут 15, нам задали упражнения на дом и записали на прием через неделю. Логопед был бесплатный от поликлиники.
Упражнения на язычок дома сын наотрез отказался делать как только я не старалась. Но без них толку мало, раза в неделю у логопеда недостаточно, нужны систематические тренировки, как мне объяснил врач. Я тогда еще надеялась, что шипящие сами проявятся к 5 годам и, я зря переживаю, но поговорив с двумя логопедами и с мамочками в округе, все меня уверили, что без систематических занятий звуки не появятся.
Через неделю мы опять сходили на прием, а потом врач уволилась из поликлиники и нового логопеда не было. К тому же началось лето, то поездки к бабушкам, то еще что-то, занятия мы забросили. Но время шло. Наступил учебный год, а шипящих звуков от своего сына я так и не слышала, а ведь ему уже было 4 г. 8-9 мес примерно. Логопеда в нашей поликлинике так и не появилось, а где искать платного да хорошего, я не знала. 

Тогда я полезла в инет. Но везде, где я не ходила, было одно и тоже: упражнения "лодочка", "качельки" и т.д., которые мой сын делать не хотел, и я сама не была уверена в себе, правильно я объясняю и показываю или наоборот. 
И тогда я пошла в Ютуб и нашла видео "Логопед Постановка звука Ш" Ирины Денисовой. Я внимательно посмотрела несколько раз, а потом пошла к сыну и все ему также объяснила. Он повторял за мной и ВПЕРВЫЕ! я услышала от него шипящий звук.
Это было так вдохновляюще! Я начала сразу просить его сказать: "шарф, шапка, жакет...." С трудом он это повторял. У меня даже скулы от усердия болели.))
Теперь он мог сказать слово правильно, когда его поправляли или просили специально сказать какое-то слово. Однако спустя несколько дней его стало раздражать, когда к нему бесконечно пристают скажи то, скажи сё, да и слова мне в голову лезли одни и те же, кому захочется быть попугаем. 
Например, собираемся гулять.
 - Мам, завязы сапку. 
- Скажи правильно, тогда завяжу.
И тут начинаются психи и закидывания шапки в дальний угол...
Приятного мало.


И тогда я снова пошла на Ютуб. И мне помогли вот эти видюшки по 2 минутки каждая:
Почти каждый день после садика, я включала ему эти видео,  и он повторял слова, я сидела рядом и, если он где-то не успевал или говорил неверно, нажимала паузу и просила повторить.

Плюсы были однозначно, во первых ребенок не просто повторяет надоевшие слова, а смотрит картинки по ним-так веселее, а во-вторых, это систематические занятия, разнообразные слова, вместо того, что я со своим скудным словарным запасом просила повторить, да к тому же всего 8 минут в день и гуляй дыши.)) 


Уже и не помню сколько по времени мы с ним так занимались, может месяц может два.
Поначалу в своей обычной речи, он всегда употреблял свои привычные З и С вместо Ж и Ш, и мы его всегда поправляли, но раздражения становилось все меньше с его стороны, потом стал виден прогресс, он уже  сам редко вводил правильные звуки и сам себя поправлял: "Мам, надень мне сапку, фу ты шшапку".
Так потихоньку он стал произносить все верно, на это ушло примерно 3 месяца и к 5 годам он произносил звуки верно. 
Сейчас ему 5 лет и 2 мес. 

Что касается звука Р.
Настя впервые сказала звук Р в 4,5 года, когда сказала АНДРЕЙ! Она всегда была девочка упорная и тогда, когда она это произнесла, то сама же поняла как здорово, что она сказала Р. Она стала целый день повторять Андрей, Андрей, дрова, трава, т.е. сочетание ТР, ДР. 
Сама себе она так растренировала язычок, что буквально на следующие день она уже вовсю говорила Р в любых словах. 

Это так запомнилось нам тогда, что когда подрос сын, я тоже попыталась с ним заговорить таким образом.
И что же, у него почти сразу получилось сказать Тр, Др, но повторять как Настя сам он не захотел и не хочет до сих пор и поэтому в своей обычной речи употребляет по прежнему Л. 
На ютубе также я нашла видео с произношением слов, в которых есть звуки Тр Др в начале, середине и в конце слов, и мы периодически тренируемся, очень редко у него уже проскальзывает Р в обычной речи, но это все из-за того, что мы не ввели еще систематику. Я надеюсь, мы начнем заниматься и заговорим.:)

Надеюсь, вам был полезен мой пост. Всем четких произношений!:)

41 комментарий:

  1. Поздравляю! Успехов! Вы обязательно возьмете это "Р"!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Маша, спасибо! Нам это сейчас как раз нужно. У Дарьи такие же проблемы с Ш.

    ОтветитьУдалить
  3. Маша, да просто супер полезный пост. Моему Феде сейчас дурацкие мультики про цифры нравятся (один шарик, два шарика...), сидит, повторяет. Может потом и логопедические понравятся. самое обидное, что Ф не выговаривает! Федя - Седя, фиксики - киксики...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даже не знаю кого больше хвалить! Тебя, зато что не сидишь сложа руки, или Васеньку за старания! Он просто умничка!!!!!

      Удалить
    2. Юль, спасибо!
      Но Федя еще совсем маленький не, переживай, я до четырех лет вообще не озадачивалась вопросами произношения.

      Удалить
  4. Нам повезло с логопедом: он приходил в садик и занимался индивидуально с детишками из подготовительной группы (бесплатно) + давал задания на дом. За месяц ежедневных занятий дома (в саду - 2 раза в неделю) сын начал выговаривать "Р". Где-то еще тетрадка сохранилась. А у дочки "Р" - один из первых звуков).
    Маша, удачи вам с покорением "Р"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, как хорошо а у нас и в саду логопеда нет, правда в сад уже два месяца не ходим.

      Удалить
  5. спасибо за пост! на сейчас 3 и много непроизносимых звуков, задумываюсь о логопеде. пойду смотреть видео ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, моей младшей тоже три, но я считаю что рано пока к логопеду.

      Удалить
  6. спасибо, Маша, полезный пост.
    моя Лисица тоже упирается, не хочет заниматься.
    попробую ей видео показать.
    спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Ой, какие вы молодцы, стараетесь. Все у Васеньки получиться, заговорит он Р

    ОтветитьУдалить
  8. О1! СПАСИБО! очень нужно..хотя нам еще 3, 6 ))))...а вам УДАЧИ!

    ОтветитьУдалить
  9. Машенька,большущее спасибо!Очень полезная и актуальная для меня сейчас информация,т. к. у сына есть проблемы с произношением многих звуков.

    ОтветитьУдалить
  10. В принципе, сын говорит хорошо для своего возраста (2г и 8мес почти), но Р не выговаривает и когда рассказывает стихи, торопится и глотает окончания или искажает слова. Посмотрю завтра то, что ты советуешь, может и нам поможет. Спасибо, Маша!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вы что, рано вам еще Р, это самый сложный звук.)
      Не за что.

      Удалить
    2. Так я и не тороплюсь никуда))) Сын заговорил фразами в год и семь месяцев, поэтому я считаю, можно рассчитывать, что он заговорит чисто чуть раньше, чем обычно это происходит. Но я не собираюсь его заставлять или изводить занятиями, если ему будет интересно - заговорит, нет - значит всему свое время.
      Маш, давай на "ты"?!

      Удалить
  11. Спасибо за пост, почитала с интересом. Мы со старшей (5 лет в начале марта исполнилось) у логопеда можно сказать прописаны. Ш сейчас до ума доводим, вот вроде бы все уже чисто было, и раз вместо Ш звук ушел во что-то похожее на Ф, даже логопед удивилась как так можно выговаривать. Опять сначала начали ставить и вроде бы сейчас уже лучше. Вчера видео с картинками просмотрела, почти все повторила хорошо. Р местами проскакивает хорошее, но не форсируем пока.

    ОтветитьУдалить
  12. Маша ты пишешь,что кто захочет монотонно повторять слова.А вот у нашего логопеда были миллионы тетрадок,где каждое слово сопровождалось картинкой.А чтобы ребёнок не уставал,она проводит разные интересные переменки,смотрит уже по ребёнку.И я дома в унисон с ней тоже создавала папку,где на чертёжных бумагах приклеивала картинки и писала слово,а потом в файл убирала каждый листок.Я вот по себе что могу сказать,что дома это хорошо проводить занятия,только ведь у нас у взрослых,то времени нет.то ещё чего.А на занятия идти надо.Да и жили мы совсем рядом.нам было удобно.Зато теперь я в шутку говорю,что я почти дипломированный специалист.Ведь ходили почти полтора года.

    ОтветитьУдалить
  13. Маша, спасибо что поделилась. Ты знаешь у меня у самой была в детстве проблема со звуками. Причем в таком возрасте большом - 7 лет, я это даже помню. Не давалась буква Р. Ходила к логопеду и ты знаешь после пары занятий все поулчилось, просто надо было четко объяснить куда ставить язычек при произношении.

    ОтветитьУдалить
  14. Маша, не смотря на то, что своих детей у меня еще нет, я с большим удовольствием читаю твой блог! И с нетерпением жду новых постов! Пиши чаще =) Ничего что на ты?

    ОтветитьУдалить
  15. Молодец сынуля! И мама умничка, подтолкнула сына к правильному произношению! Хорошо, что есть Интернет, где море нужной информации))) Слава Богу, у нас таких проблем с сыном не было, посмотрим как у дочки будет)

    ОтветитьУдалить
  16. Маша, спасибо за полезный пост! И, хотя нам еще и 3х нет, думаю, позже пригодится твой опыт.

    ОтветитьУдалить
  17. Девочки, извините, но разрешите и мне - маме довольно уже взрослого сына(14 лет)вставить свои "пять копеек"))))) У моего ребенка была очень, очень! серьезная проблема с произношением. На медосмотре к школе в 6-ти летнем возрасте нам поставили неутешительный диагноз(уже и не вспомню как он назывался, но все сводилось к тому, что у ребенка непроизносимость аж 8-ми звуков. Интернета в то время у нас еще не было, поэтому мы занимались по классически разработанным схемам у логопеда. Вернее это только так называлось))) Раз в две недели она нам писала задание в тетрадке, а дома мы оттачивали мастерство произношения. Через две недели мы приходили на прием и "сдавали звук". Загнать ребенка на прием была та еще задача! После первого приема он мне доверительно поведал, что у логопедихи огЛомные пЛоблемы с зубами и ей-бы самой не мешало показаться стоматологу)))Дома я брала большие листы бумаги, писала на них сочетания необходимых букв и слова и развешивала по стенам и дверям на уровне роста сына. Чтобы занятия не были скучными на этой же бумаге ребенку разрешалось рисовать попутно))) И стены чистые и ребенок при деле. Все шло своим чередом но... вот звук "Р" нам никак не давался((( И тогда человек абсолютно далекий от логопедии - соседка-старушка рассказала на "страшную" тайну))))) Оказывается, чтобы звук "Р" побыстрее стал произносится надо долго и регулярно... цокать языком!)))) А представьте восторг ребенка! Цокал он чуть ли не сутками!)))) И за рекордно короткий период(что-то около недели) мы сумели-таки выговорить этот злосчастный "Р"! А потом началось самое прикольное)))) "Р" был у нас везде даже в пеРьменях и коРбасе))))))) Так что, цокайте на здоровье! и все получится!)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за историю, смеялась над "огЛомные пЛоблемы с зубами")))
      Я тоже слышала про цоканье, но тут другая проблема. мы еще и цокать не научились)), надо поучить.
      Да я тоже вспомнила, мы когда Ш как раз учились говорить, то от усердия, он все поначалу заменял на Ш, вместо сушка -шушка))

      Удалить
    2. Это что... В том же медосмотре мы еще и психиатра проходили... Вот где хохма была!)) Ранее прошедшие медосмор мамочки делились, что "тетя-врач" будет спрашивать у детей распределение предметов, животных, явлений по категориям. То есть: мясо, хлеб, рыба - это еда; соловей, кукушка, сокол - это птицы; понедельник, вторник, пятница - дни недели и пр. И что, оказываеЦЦО, есть две РАЗНЫЕ!!! категории "животные" и "звери"(тут должна быть недоуменная физиономия)... Так вот, животные - это, оказывается те, кого можно приручить: кошка, собака, свинья... А вот звери - это дикие звери: тигр, лев, слон... Вот, слон меня дюже смутил...)))) В Индии как известно... ну, да ладно! Мы с сыном все хорошенько выучили, благо мальчик мне достался очень сообразительный и любознательный. Пришли на прием. Психиатр - ни дать-ни взять - Рената Литвинова)))) С такими же прибабахами и ужимками. Посадили ребенка впереди, меня позади(чтобы не подсказывала) и давай его вдоль и поперек экзаменовать. У моего все как по-писаному от зубов отлетает. И тут... "тетя-врач" возьми и спроси: "Славик, а скажи мне: собака, кошка, лев и тигр - это КТО????????" У бедного ребенка от напряжения аж волосы на макушке торчком встали)))) А "тетя" не унимается: "Ну?????", "Кто???" Дите молчит как рыба об лед! "Тетя" не выдержала и говорит:" Нууууу...... жииии -......." Мой ребеныш недоуменно так:"Животные?" "Тетя" радостно закивала головой как китайский болванчик, подписала бумажку и быстренько спровадила нас за дверь не скрывая облегчения. Надо было видеть глаза моего ребенка: как будто мир рухнул в одночасье... Поворачивается и все еще обдумывая "тетины" слова говорит мне:"Мам, ну, я понимаю: кошка с собакой... но лев и тигр??? Это же ЗВЕРИ!!!!!!" Не зря же мы неделю дома долбили эту истину))) А я возьми и брякни: "Ну, и что же ты в кабинете-то промолчал? Мож, тетка не в курсе? Просветил бы!")))) Еле успела поймать своего доброго ребенка, который тут же рванул "просвещать" врача)))))) До сих пор вспоминаем дома эту историю и ржем все хором!))

      Удалить
    3. Смеялась от души, спасибо))))Представляю всю эту картину))

      Удалить
    4. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СПАСИБО! У нас нет ни шипящих, ни РРРР, будем учиться! МираДом, посмеялась!!!!!!!! Очень забавно!

      Удалить
    5. МираДом,насколько мне известно,животные это все живые существа(даже человека туда некоторые записывают),а звери-это все млекопитающие. Может я ошибаюсь?

      Удалить
  18. Можно я тоже дам проверенный совет? ))
    В нашем случае звук "Р" не получался из-за короткой уздечки под языком. И мы её растягивали упражнениями. Купили в аптеке деревянную лор-палочку и самую простую желтую латексную пустышку для бутылочек. Натянули эту пустышку на палочку, поставили конструкцию под язычок и быстрыми движениями водили влево-вправо, а ребенок в этот момент должен пытаться говорить "РРРРРРРРРРРРРРРР..."))). Самое интересное, с палочкой получается замечательно, т.к. язычок высоко и достает до нёба легко. Нам хватило 4-5 таких упражнений и дочка заРРРыкала))).

    ОтветитьУдалить
  19. Маша, спасибо за ссылочки, будем пробовать. Нам 5.5, но Ш стал уже говорить сам, логопед у нас в саду, но берут пока самых трудно говорящих, обещают на следующий год и нас взять. А букву Р, у нас он говорил года в 2, а потом перестал. Будем пробовать)))

    ОтветитьУдалить
  20. Маша, а нам сейчас 3 и ходим к логопеду, т.к. оказывается проблем мореее и там не только звуки, но и конструкция слов, их длина, а еще и спазм речи нашли. Спасибо за видео и инфу, обязательно пригодится =) Илюшке пока нравятся сами занятия, да и дома все повторять и слова правильно выговаривать, правда тоже не постоянно =)

    ОтветитьУдалить
  21. Маша, спасибо за информацию и ссылочки! Можно утащу к себе на будущее? ))

    ОтветитьУдалить
  22. Маша, мегаполезная информация! Я и не знала даже, что на Ютубе можно найти что-то подобное!

    ОтветитьУдалить
  23. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  24. Маша,здравствуй)))Очень полезная и актуальная статья.Моя старшая дочь Лиза(6 лет)не выговаривала звуки "р" и "л".С шипящими,слава Богу,все нормально.Мы еще год назад пытались с логопедом договориться о занятиях,но как-то не складывалось...А время шло.Звук "л" Лиза начала выговаривать сама.Нужно сказать,что в детсад она у нас не ходит,а посещает музыкальную школу.Вот я и думаю,что это "выговаривание" пришло с уроков в музыкальной.Очень уж старательно она называла ноту "ля".Я приободрилась,думаю,надо попробовать и со звуком "р".Начала ей показывать,как поставить язычок и т.д.Но....ничего не выходило.Не знаю почему,но предложила произнести "тр"-получилось.Я на радостях начала вспоминать слова содержащие это "тр",муж тоже подключился. Навспоминали на целый лист А-4,записали аж в 4 столбика.Начинали с простеньких слов-три,трюм,трава,а в конце уже дописались до Днепропетровска,австралопитека,Брахммапутры и Нотр-Дам де Пари ))))
    И так в течении дня по несколько раз мы с ней произносили слова из списка.Тренировались по-разному:сосредотачиваясь на словах (не чем не занимаясь попутно),а также во время рисования,лепки из пластилина,на прогулке и т.д.Выучили мы это "тр",а в остальных словах Лиза как-то сама собой начала произносить звук "р".Не все получалось в начале-исправляли,она нервничала.А теперь и сама старается произносить правильно.Ушло на это обучение около 3-недель.Нам с мужем радостно так,что мы и без логопеда справились.И ребенок доволен))))А это-САМОЕ ГЛАВНОЕ!
    P.S.Маша,прости,что так подробно,но может,кому то и этот опыт пригодится)))
    P.S.S.Блоги твои очень мне нравятся.Читаю оба с удовольствием,еще и мужу пересказываю)))Все по-доброму и от души.А детки-просто замечательные!Всех благ всей Вашей семье)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо большое за комментарий! ты и меня вдохновила на занятия с Васей, я проснулась прочитала твой коммент и сразу его просить повторять начала. В сочетании с тр и др гооврит хорошо, нужно побольше заниматься! Спасибо!

      Удалить
    2. посмеялись с мужем над австралопитеком и иже с им)))

      Удалить
  25. Маша, у нас тоже были проблемы у старшего) Он не мог Р выговаривать. Нам уже в школу идти через 4 месяца, а Р как не было, так и нет. К логопеду ходили-ходили, потом как-то это очень накладно стало выходить, а прогресса нет.
    Начали усиленно дома цокать, делать языком "грибок" и иже с ними... Доцокались и дотарахтелись, что Машка (ей было на ту пору 3,5) начала говорить Р))) Она же рядом крутится, все за нами повторяет. Логопед в садике потом сказала, что еще такого не видела, чтобы половину звуков ребенок не произносил, но говорил Р. Выглядело это примерно так: шарфик - сяРРРРфик (Причем Р такая раскатистая, долгая), кружка - кРРРуська и так далее)))
    Сашке стало очень обидно, что Маня научилась быстрее его, со злости он тоже начал Р говорить...))) Вот так мы и научились)))
    Хотела сказать спасибо тебе за чудесный Блог) Я и на рукодельном твоем блоге зависаю все время, а теперь и здесь обосновалась. )

    ОтветитьУдалить
  26. Маша, привет! Давненько я у тебя не была, да и вообще редко в блоги заходить стала. Вот зашла, читаю все подряд, улыбаюсь и наткнулась на актуальную для нас статью...а у сына (5л и 10 мес)ну никак буква "р" не ставится, но я и попыток пока мало делала. И вот вдохновленная, сразу к сыну, скажи: "тр", скажи "др"...он психует - не получается...а дочка ей 1г и 10 мес - я ей так, между делом, скажи "тр", а она "ввввввв" - тип машина)))
    Или вот еще история, сестра моя маленькая когда была, ее просили сказать "рыба", а она не растерялась и говорит "селедка"
    Решила сразу же написать - повеселить)))

    ОтветитьУдалить