четверг, 4 апреля 2013 г.

Как мы съэкономили на логопеде

Сегодня хочу поделиться, как мы научились говорить нужные звуки без затрат времени и денег на походы к логопеду. И себе на память, и может кому пригодится или вдохновит на свои какие-то идеи занятий с детьми.

Итак, для начала предисловие.
Наша старшая Настя никогда не испытывала никаких проблем с речью, вовремя начала говорить все звуки, в плане развития с ней никогда, Слава Богу, проблем не было, и что такое логопед я не знала и в помине. Впервые я попала к логопеду, когда проходили медосмотр к школе, у нас все было отлично.

Но у нас как раз подрастал второй ребенок - Васенька, а у мальчиков, как известно, обычно чаще возникают какие-то проблемы с речью, чаще они жуки ленивые.:)



Я мамаша слегка озабоченная тем, чтобы дети развивались по возрасту, я слежу за этим и если чувствую, что где-то вдруг недочет, стараюсь, туда силы направить и разобраться с проблемами.)

 С Васей я пошла на прием к логопеду впервые в 4 с небольшим года. Он тогда не говорил шипящие, точнее вместо Ж и Ш говорил З и С, также он не выговаривал звук Р, вместо него говорил Л.
На первом приеме логопед сказала нам, что в норме до 5 лет поставить шипящие, а о букве Р еще рано говорить, с ней после, так как букву Р даже в норме до 7 лет не произносить, и может быть она сама на основе занятий заговорится. 

Так вот у нас прошло одно занятие минут 15, нам задали упражнения на дом и записали на прием через неделю. Логопед был бесплатный от поликлиники.
Упражнения на язычок дома сын наотрез отказался делать как только я не старалась. Но без них толку мало, раза в неделю у логопеда недостаточно, нужны систематические тренировки, как мне объяснил врач. Я тогда еще надеялась, что шипящие сами проявятся к 5 годам и, я зря переживаю, но поговорив с двумя логопедами и с мамочками в округе, все меня уверили, что без систематических занятий звуки не появятся.
Через неделю мы опять сходили на прием, а потом врач уволилась из поликлиники и нового логопеда не было. К тому же началось лето, то поездки к бабушкам, то еще что-то, занятия мы забросили. Но время шло. Наступил учебный год, а шипящих звуков от своего сына я так и не слышала, а ведь ему уже было 4 г. 8-9 мес примерно. Логопеда в нашей поликлинике так и не появилось, а где искать платного да хорошего, я не знала. 

Тогда я полезла в инет. Но везде, где я не ходила, было одно и тоже: упражнения "лодочка", "качельки" и т.д., которые мой сын делать не хотел, и я сама не была уверена в себе, правильно я объясняю и показываю или наоборот. 
И тогда я пошла в Ютуб и нашла видео "Логопед Постановка звука Ш" Ирины Денисовой. Я внимательно посмотрела несколько раз, а потом пошла к сыну и все ему также объяснила. Он повторял за мной и ВПЕРВЫЕ! я услышала от него шипящий звук.
Это было так вдохновляюще! Я начала сразу просить его сказать: "шарф, шапка, жакет...." С трудом он это повторял. У меня даже скулы от усердия болели.))
Теперь он мог сказать слово правильно, когда его поправляли или просили специально сказать какое-то слово. Однако спустя несколько дней его стало раздражать, когда к нему бесконечно пристают скажи то, скажи сё, да и слова мне в голову лезли одни и те же, кому захочется быть попугаем. 
Например, собираемся гулять.
 - Мам, завязы сапку. 
- Скажи правильно, тогда завяжу.
И тут начинаются психи и закидывания шапки в дальний угол...
Приятного мало.


И тогда я снова пошла на Ютуб. И мне помогли вот эти видюшки по 2 минутки каждая:
Почти каждый день после садика, я включала ему эти видео,  и он повторял слова, я сидела рядом и, если он где-то не успевал или говорил неверно, нажимала паузу и просила повторить.

Плюсы были однозначно, во первых ребенок не просто повторяет надоевшие слова, а смотрит картинки по ним-так веселее, а во-вторых, это систематические занятия, разнообразные слова, вместо того, что я со своим скудным словарным запасом просила повторить, да к тому же всего 8 минут в день и гуляй дыши.)) 


Уже и не помню сколько по времени мы с ним так занимались, может месяц может два.
Поначалу в своей обычной речи, он всегда употреблял свои привычные З и С вместо Ж и Ш, и мы его всегда поправляли, но раздражения становилось все меньше с его стороны, потом стал виден прогресс, он уже  сам редко вводил правильные звуки и сам себя поправлял: "Мам, надень мне сапку, фу ты шшапку".
Так потихоньку он стал произносить все верно, на это ушло примерно 3 месяца и к 5 годам он произносил звуки верно. 
Сейчас ему 5 лет и 2 мес. 

Что касается звука Р.
Настя впервые сказала звук Р в 4,5 года, когда сказала АНДРЕЙ! Она всегда была девочка упорная и тогда, когда она это произнесла, то сама же поняла как здорово, что она сказала Р. Она стала целый день повторять Андрей, Андрей, дрова, трава, т.е. сочетание ТР, ДР. 
Сама себе она так растренировала язычок, что буквально на следующие день она уже вовсю говорила Р в любых словах. 

Это так запомнилось нам тогда, что когда подрос сын, я тоже попыталась с ним заговорить таким образом.
И что же, у него почти сразу получилось сказать Тр, Др, но повторять как Настя сам он не захотел и не хочет до сих пор и поэтому в своей обычной речи употребляет по прежнему Л. 
На ютубе также я нашла видео с произношением слов, в которых есть звуки Тр Др в начале, середине и в конце слов, и мы периодически тренируемся, очень редко у него уже проскальзывает Р в обычной речи, но это все из-за того, что мы не ввели еще систематику. Я надеюсь, мы начнем заниматься и заговорим.:)

Надеюсь, вам был полезен мой пост. Всем четких произношений!:)